Недобросовестная конкуренция в сфере автотехобслуживания убивает отрасль

Сегодня мы бьем тревогу, главная проблема авторынка – это незаконная предпринимательская деятельность физических лиц и неуплата налогов с доходов самозанятых, которые работают «на себя» в гаражах

Если не остановить губительный процесс, то через несколько лет Россия потеряет целую отрасль, качественное сервисное обслуживание, значительные суммы налоговых поступлений, сотни ответственных работодателей и тысячи компетентных специалистов, – уверена Ольга Селезнева, председатель Региональной Ассоциации Станций Технического Обслуживания (РАСТО).

— Ольга Викторовна, расскажите, что происходит на рынке и почему вы так встревожены происходящим?

— Если сегодня не принять срочных мер, то через год-два может стать поздно. Качественные автосервисы разорятся, накопленные за последние 30 лет компетенции будут утеряны, что в условиях санкций и недоступности технологий ремонта и программного обеспечения не восстановить. При этом, надеяться на государственную систему образования тоже не приходится, так как все новейшие практики в нее сегодня несут представители независимых автосервисов и дилерских станций.
— Наша тревога оправдана: на рынке сервисного обслуживания разворачивается настоящая катастрофа, которую пока, к сожалению, замечают только эксперты отрасли. Судите сами, по статистике  аналитического агентства «Контур.Фокус» в России работает почти 109 000 сервисных мастерских.

А знаете сколько из них работает официально по данным Росстата? Не больше 25 000, что меньше 20 процентов! Остальные – просто «флажки» на карте, которые оказывают услуги неофициально, либо в полулегальном поле.

— Можно я уточню, вы имеете в виду, что всего за полгода открылось 40 000 автосервисов? Это звучит почти нереально.

— Нет, не автосервисов, а гаражных мастерских! В реальности это даже не мастерские, а самые обычные гаражи в кооперативах или на окраинах. В них люди, гордо именующие себя механиками, оказывают услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей. Но необходимо понимать, что для ведения бизнеса одного желания мало, а для осуществления законного бизнеса по ОКВЭД 45.20 имеется ряд требований.

Чем недобросовестная конкуренция незаконных предпринимателей грозит деятельности автотехобслуживания?

— Легальный бизнес сегодня испытывает мощнейшее давление из-за нечестной конкуренции, которое грозит разорением сервисным станциям как дилерским, так и независимым.

Мы инвестируем в технологичное оборудование и инструмент, строим современные сервисные станции, соблюдаем экологические нормы, осуществляем подготовку молодых кадров и обучаем сотрудников, платим налоги, несем повышенную социальную нагрузку, используем только качественные запчасти и расходные материалы.

Нелегалы же практически не платят налогов, используют контрафакт, не предоставляют гарантий на товар и услугу, сливают отработанное масло в ближайший овраг, а машины ремонтируют буквально «на коленке». Многие из них умудряются воровать электричество и даже жарить шашлык на территории авторемонта. Они получают оплату от клиентов наличными или переводом на карту, не несут издержек, предлагая ремонт и обслуживание в три-пять раз дешевле, чем это стоит на самом деле.

— Теперь ваша озабоченность понятна. А что можно сделать, дабы исправить ситуацию?

— Ведущие эксперты отраслевых ассоциаций и общественных организаций коллегиально выработали решения, которые мы хотим донести до государственных органов.

Система предприятий автотехобслуживания, которая развивается на стыке нескольких отраслей автомобильной промышленности и сферы услуг, остро нуждается в механизмах государственного или саморегулирования и фильтрации кадров, равного для всех ее участников, по профессиональному принципу.

Емкость рынка. Для планирования и прогнозирования количества участников в сфере ремонта и технического обслуживания автотранспорта требуется определить емкость рынка. Важнейшая величина, характеризующая уровень спроса на товар или услугу в выбранной категории сервиса. В цивилизованных странах Европы, где МСП является локомотивом экономики, емкость рынка является главным показателем эффективной политики властей.

Налоговый режим. Первое и главное – все участники отрасли должны работать в равных условиях и осуществлять свою деятельность только в правовом поле. С рынка необходимо убрать нелегалов и уточнить статус регистрации участников.

Для технического  обслуживания и ремонта автомобилей  точно не подходит режим «самозанятый», который позволяет уходить от налогов, работать без документов, нелегально нанимать сотрудников и около 90% работ проводить за неучтенные наличные деньги. Минимально допустимым статусом должен стать «Индивидуальный Предприниматель». Режим ИП позволяет развивать бизнес, принимая на работу новых сотрудников. Помимо этого, все операции должны проводиться через систему заказ-нарядов с выдачей контрольно-кассового чека и предоставлением гарантийных обязательств.

Отраслевой профессиональный стандарт. Опыт развитых стран диктует необходимость введения профессионального фильтра, через который пройдут абсолютно все специалисты, работающие в сфере авторемонта. В Европе, Северной Америке и даже некоторых странах бывшего соцлагеря мастера просто не допустят к работе, если он не имеет профессионального образования или профессиональной переподготовки по специальности. Вместе с тем, необходимо каждые 3 года подтверждать свою квалификацию.

В нашей стране, где доля аварий из-за неудовлетворительного состояния автомобилей только растет, система аттестации автомехаников просто необходима. Увы, но сегодня ремонтировать машины может любой человек, не обладающий даже минимальным набором квалификаций. Благо, базовая инфраструктура для профессионального тестирования мастеров уже готова: разработан целый перечень  профессиональных стандартов, выработаны методики оценки квалификаций и базовые требования к специалистам, запущена работа независимых центров оценки компетенций. Осталось только масштабировать эту работу и очистить рынок.

Классификация автосервисных предприятий. Все производственные предприятия системы автосервиса, осуществляющие свою деятельность в рамках ОКВЭД 45.20, должны разделяться по функциональному назначению и выполнять минимальные требования по оборудованию и оснащению, соответствующие характеру выполняемых работ, что обеспечит их качество и безопасность. Автомойка не может работать без соблюдения условий системы очистки, фильтрации воды и сбора, утилизация илового остатка. Требования к автомастерским различаются как по назначению, так и по видам выполняемых услуг в соответствии с технологиям ремонта автопроизводителя.
Автосервис, который занимается ремонтом подвески, должен иметь стенд регулировки углов развала и схождения колес. Станция по восстановлению ДВС должна обладать соответствующим оборудованием, инструкциями, программным обеспечением и т.д.

Экологическая безопасность. Все мы видели, во что превращается территория вокруг большинства гаражных сервисов и кооперативов – в настоящую помойку. Кругом валяются запчасти и старые покрышки, токсичный мусор сжигается в бочках, отработку сливают в ближайший водоем или топят ей печи зимой. Необходимо ужесточить экологический контроль над соблюдением правил утилизации отходов СТОА и обязать частные гаражные мастерские заключить договоры со специализированными компаниями по утилизации замасленной ветоши, отработанного масла, антифризов и иных технических жидкостей, старых аккумуляторов и покрышек. Важно ввести строгий контроль по заказ-нарядам на соответствие объёмов работ по замене жидкостей с объемом сданных на утилизацию составов и привлечь производителей моторных  масел к данному вопросу.

— А не получится так, что в стране просто не останется недорого сегмента частного авторемонта?

— Мы уверены, что с введением наших предложений в стране исчезнет только сектор некачественного, социально и экологически опасного авторемонта. Будет эффективнее пополнятся бюджет, а конкуренция станет здоровой. Из профессии уйдут бракоделы, а их место займут грамотные специалисты, в том числе в гаражных мастерских.

Исчезновение неграмотных вредителей будет выгодно всем, ведь именно они воруют будущее десятков тысяч молодых специалистов, лишая их права на развитие и карьерный рост. Демпингом и неуплатой налогов они отравляют рынок, создают угрозу технической безопасности за рулем как самого автовладельца, так и граждан на дорогах.

Мы никому не закрываем путь в профессию и не собираемся уничтожать гаражный сегмент, это просто невозможно, да и не нужно – для каждого найдется свой клиент. Любой желающий сможет подтвердить свои профессиональные навыки, получив заветный сертификат. Более того, сотрудники официального дилера или независимой станции техобслуживания тоже будут получать сертификат в точно таких же равных условиях.

Легальный и цивилизованный автосервис будет выгоден всем: от частных мастеров и их клиентов до государства, автомобилистов и пешеходов.

Материал подготовил Иван Лапырин

TOP