СОЛО НА БАРАБАНАХ
Техническое обслуживание тормозной системы барабанного типа
Мы уже не раз писали о ремонте и обслуживании компонентов тормозной системы, однако ТО барабанных тормозов осталось без внимания. Исправляемся! Как и любой механизм, он требует к себе особого подхода. Мы постарались максимально доходчиво разобрать нюансы обслуживания этой системы и предостеречь мастеров от распространенных ошибок в ремонте. Поможет нам в этом Дмитрий Хлудов, технический консультант Ferdinand Bilstein Rus, а также мастера из техцентра «Волин».
Иван СОКОЛОВ. Фото Андрея ВОЙНОВА
О конструктивных особенностях
О плюсах и недостатках разных тормозных механизмов сказано немало, но я все же позволю себе небольшой технический ликбез. Несмотря на архаичность, данный вид тормозных механизмов по-прежнему применяется на новых автомобилях (обычно на задней оси). Причина популярности проста: в таком типе тормозов автопроизводителю гораздо проще и, что немаловажно, дешевле организовать одновременно и рабочий, и стояночный тормоз. При этом эффективности таких тормозов в повседневной эксплуатации оказывается вполне достаточно, при условии, что это обычный неспортивный автомобиль. Как ни странно, помимо низкой себестоимости и относительной простоты конструкции барабанный тормоз имеет и другие плюсы. Например, внутреннее пространство узла неплохо защищено от внешних загрязнителей, ресурс компонентов в таком механизме, как правило, выше, чем у дискового аналога, а стоимость обслуживания — ниже.
Однако недостатков все же больше. Так, хоть барабан и защищен от загрязнения извне, он не может эффективно удалять продукты износа, образующиеся в паре трения, — вентиляция по сути отсутствует. Кроме того, такой тип тормозов сложно промыть после грязевых покатушек, а преодолев брод или глубокую лужу, барабанные тормоза, по сравнению с дисковыми аналогами, водителю придется сушить значительно дольше. В свою очередь, после перегрева барабаны в силу своей закрытости долго остужаются, что также негативно сказывается на эффективности торможения.
Закрытый характер
Прежде чем что-то ремонтировать, нужно, собственно говоря, понять, нуждается ли это что-то в ремонте. И довольно неприятной особенностью тормозных механизмов такого типа является сложность контроля их состояния. Если остаток ресурса дисковых тормозов — колодок и самих дисков — можно оценить чуть ли не на парковке, то, чтобы понять степень износа барабанных тормозов, придется поднимать автомобиль на подъемник или заезжать на смотровую яму. В любом случае тормоза всех типов требуют своевременного технического обслуживания. Перед нами на подъемнике — пикап Mitsubishi L200, который требует замены тормозных колодок и барабанов задней оси. Рассмотрим порядок действий, необходимых для качественного ремонта тормозной системы автомобиля.
Регламент техобслуживания
1. Осмотр автомобиля
Чтобы узнать степень износа колодок, на обратной стороне тормозного щита нужно найти специальные смотровые окна: выдергиваем заглушку (рис. 1) и нам открывается вид на профиль тормозной колодки (минимально допустимый износ составляет 1 мм).
рис. 1. Оценка состояния колодок через смотровое окно
Правда, в этом случае мы не видим полной картины и наблюдаем лишь часть фрикционной накладки. Дело в том, что порой колодки изнашиваются неравномерно. Это произошло и в нашем случае: после демонтажа барабанов выяснилось, что три колодки были в весьма неплохом состоянии, но на одной из них фрикционная накладка стерлась практически до металла. «Проверку состояния тормозных колодок необходимо выполнять при каждом ТО, — предостерегает нас технический консультант Ferdinand Bilstein Rus Дмитрий Хлудов. — Смотровое окно обычно находится на стороне первичной колодки, так как именно она установлена по направлению движения и имеет больший износ».
К углубленному осмотру, который требует демонтаж барабана, придется прибегнуть и в других случаях: например, в случае низкой эффективности тормозов, неравномерности их работы, биения или из-за снизившейся эффективности ручного тормоза, если его регулировка уже не помогает. При осмотре также необходимо проверить отсутствие утечек тормозной жидкости (проверяем ее уровень в бачке), состояние тормозных шлангов и трубок, а также ход рычага стояночного тормоза (по инструкции для L200 он должен составлять 5–8 щелчков).
2. Выбор комплектующих
При замене автокомпонентов, в особенности если речь идет о такой важной системе автомобиля, как тормоза, лучше всего выбирать проверенные запчасти именитых производителей. В нашем случае для ремонтируемого L200 были выбраны запчасти бренда Blue Print (рис. 2), который входит в bilstein group. Благо, выбор у этого производителя большой.
рис. 2. Для ремонта барабанных тормозов L200 нам понадобятся новые барабаны, колодки, тормозные цилиндры, тормозная жидкость, щетки, керамическая смазка и соответствующий инструмент
«На рынке bilstein group представлен тремя брендами: febi, SWAG и Blue Print. У нас крайне широкий ассортимент продукции, в том числе для комплексного обслуживания тормозных систем, — рассказывает Дмитрий. — В товарных группах представлены такие детали, как колодки, барабаны, диски, антискрипные пластичные пасты, тормозные цилиндры, шланги, трубки и даже тормозная жидкость. Как правило, если колодки по инструкции автопроизводителя меняются вместе с дополнительными элементами (разовый крепеж, пружины и т. д.), то они будут поставляться в одном комплекте».
3. Сверка с мануалом
Это, пожалуй, одно из важных условий проведения качественных работ. Каким бы профессионалом ни был механик, мы настоятельно рекомендуем мастерам при работе сверяться с мануалом автопроизводителя (рис. 3): какой-то этап работы можно забыть, а какой-то — вовсе не знать. Например, в зависимости от наличия системы ABS на автомобилях L200 может отличаться последовательность прокачки тормозов. Кроме того, надо в обязательном порядке соблюдать предписанные заводом-изготовителем моменты затяжек всех соединений (если вы работаете с автомобилями разных брендов, то запомнить их все практически невозможно). Во-первых, таким образом соблюдается регламент проведения ТО и, следовательно, безопасность при дальнейшей эксплуатации автомобиля, а во-вторых, — сохраняется гарантия, в которой вам могут отказать, если детали были установлены ненадлежащим образом.
рис. 3. С инструкцией автопроизводителя необходимо сверяться при проведении любого ремонта
4. Демонтаж и осмотр компонентов
Итак, жалобы автовладельца выслушаны (этот немаловажный этап также лучше не пропускать), внешний осмотр автомобиля произведен, колеса демонтированы. Перед снятием барабана необходимо свести колодки: для этого с внутренней стороны барабана снимаем заглушку с щитка и с помощью плоской отвертки полностью закручиваем регулятор стояночного тормоза (рис. 4).
рис. 4. Перед снятием барабана сводим колодки, закручивая регулятор стояночного тормоза
Обычно после этого (если автомобиль регулярно обслуживался) барабан должен легко демонтироваться. Если барабан идет туго, то для дополнительной помощи можно вкрутить в специальные отверстия два болта (рис. 5), которые, упираясь в ступицу колеса, помогут стронуть его с места.
рис. 5. Для облегчения демонтажа можно вкрутить в специальные отверстия барабана два болта
Ударный инструмент использовать не рекомендуется — велик риск расколоть барабан. После демонтажа не следует доверять своим зрению и опыту, а нужно взять штангенциркуль и измерить внутренний диаметр барабана (рис. 6) в нескольких местах. Во-первых, таким образом можно проверить его овальность, во-вторых, — понять, насколько он изношен. Максимальные и минимальные размеры также указаны в инструкции по ремонту, а максимальный диаметр должен быть продублирован на самом барабане. Так, минимальный диаметр внутренней части составляет 295 мм, максимальный — 297 мм.
рис. 6. Проверяем степень износа барабана. По инструкции минимальный внутренний диаметр составляет 295 мм, максимальный — 297 мм
Далее снимаем колодки, проверяем характер их износа, осматриваем детали на предмет повреждений (рис. 7). Если износ колодок сильно неравномерен, — это повод дополнительно проверить исправность тормозных цилиндров, а также подвижность всех компонентов системы.
рис. 7. Толщину фрикционного материала тормозных колодок и равномерность износа также проверяем с помощью штангенциркуля
5. Чистка поверхностей
Одним из важных этапов ремонта является очистка ступицы, тормозного щита и других деталей от продуктов износа. Эту процедуру необходимо проводить максимально тщательно. На ступице не должно остаться ни пыли, ни обилия смазки, которую заботливо зачем-то нанесли в шиномонтаже (об этом чуть позже). Сначала чистим поверхности стальными или медными щетками (рис. 8), затем очищаем поверхность очистителем (рис. 9) тормозной системы (на пол для удобства можно постелить картон, чтобы лишний раз не протирать пол).
рис. 8. Тщательно чистим детали стальными или медными щетками
рис. 9. После чего очищаем поверхность очистителем тормозной системы и продуваем сжатым воздухом
Отдельное внимание обращаем на состояние датчика ABS, при необходимости чистим его мягкой пластиковой щеткой и очистителем. Новый барабан, к слову, также надо очистить от транспортировочного консерванта при помощи обезжиривается (рис. 10) — это указано в инструкции, которая находится в упаковке с барабаном. Все тщательно продуваем сжатым воздухом.
рис. 10. Не забываем также очистить новый барабан от транспортировочного консерванта
6. Нанесение смазки
«Смазки много не бывает» — точно не про тормозную систему. Наносить смазку рекомендуется строго в соответствии с мануалом: места нанесения смазки всегда указываются в инструкции автопроизводителя. Так, мы наносим смазку в местах контакта металлических поверхностей (рис. 11). Смазка любая не подойдет, ее нужно выбирать в соответствии с проводимыми работами. В данном случае используем специальную высокотемпературную керамическую пасту.
рис. 11. Наносим высокотемпературную керамическую пасту в соответствии с мануалом: на поверхность регулировочного механизма и в местах контакта металлических поверхностей