Семья и школа помогут сберечь традиции России

В Московской области поселке Власиха в МОУ им. Попова А.С. прошла региональная научно-педагогическая конференция: «Сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей в современной школе»
Сверхпотребление человечества за последние полвека выросло более чем в четыре раза. Тренд современного общества — культ потребления, когда человек мечтает о вещах, которые ему не нужны. Страшно звучит, но для большинства детей весь смысл жизни находится в гаджете. С ним едят, ходят по улицам, делают уроки, учатся, спят, т.е. возникла системная эмоциональная потребность, которую в некоторых случаях можно сравнить с наркозависимостью.
Педагоги, родители и предприниматели бьют тревогу. Мир словно перевернулся с ног на голову. Элита современного мира — это человек, у которого большое количество денег неизвестного происхождения, огромный дом из 20 комнат, в половину которых он даже не заходит. Несколько автомобилей, половину из которых просто куплена напоказ. Авторитеты для таких людей, не учёные, не врачи, не инженеры, не учителя, а блогеры и коучи — вот «успешный» успех и эталон современного мира. Поэтому формирование высоконравственной личности ребенка как будущего гражданина, воспитание патриотизма, принципов коллективизма и солидарности, создание условий для качественного образования и трудолюбия, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями, возможно только при объединении усилий всех сторон: власти, бизнеса, общества, семьи, системы образовательных учреждений, начиная с дошкольного воспитания.
Почему школе отдается главная роль в формировании ценностей? Потому что она единственный социальный институт, через который проходят абсолютно все граждане России. Это не раз подчеркивали спикеры во время конференции.
С приветственными словами к участникам конференции обратились Галина Яковлевна Шик, директор МОУ СОШ им. Попова и депутат Совета депутатов городского округа Власиха Московской области четвертого созыва, предприниматель Любовь Константиновна Булкина.
Представители депутатского корпуса выразили поддержку инициативам, направленным на решение актуальных проблем современного общества и вопросам детей и молодежи.
Дьякова Анна Викторовна, нейродефектолог сети детских образовательных центров «Центр Магистра» открыла деловую программу конференции и выступила с проблематикой из собственного практического педагогического опыта при работе с дошкольниками. Педагог выявил по итогам диагностики несколько важных проблем у детей, а именно несоответствие актуальных знаний при поступлении в первый класс начальной школы:
- Знания об окружающим мире ниже возрастной нормы,
- Большинство детей не обладают навыками самообслуживания,
- Поведение и эмоции не соответствуют возрастным нормам ребенка,
- Проблемы с выстраиванием коммуникации со сверстниками,
- У большинства ребят нет желания узнавать что-то новое и учиться, полное отсутствие мотивации,
- Слабое здоровье и физическое развитие.
Корень зла кроется в зависимости от гаджета, чрезмерной опеки и избалованность ребенка взрослыми, отсутствие полноценного опыта взаимодействия со сверстниками. Анна Викторовна отметила, что учителя и родители должны не просто плыть в одной лодке, а еще и вместе грести в одну сторону. Родители не должны противостоять учителю, а помогать. В итоге страдает ребенок, как следствие — низкая успеваемость и невозможность получения полноценного образования.
Вместо бездуховности – истинные ценности
Современный мир бросает все новые и новые вызовы неокрепшей детской психике – это философия потребления, а не созидания. Это идеи, в которых нет места семье, детям, духовности, патриотизму, а есть развлечения и обесценивание традиций и исконных постулатов. Поток непроверенной и порой морально разлагающей информации, который обрушивается на ребёнка из интернета, обилие искушений потерять себя и свернуть с истинного пути «в никуда» школьнику выдержать непросто, здесь нужна опора в жизни — вера в Бога. К сожалению, сегодня в храме меньше всего именно подростков. Как бы не старались родители вырастить детей в вере, но иногда наступает момент, когда взрослеющий ребенок отказывается идти в храм, исповедоваться и причащаться. Желание родителей, чтобы чадо механическим образом усвоили религиозные традиции, которые сами мы получили в результате определенных жизненных ошибок, поиска смысла жизни, падений и подъёмов, обрели собственный путь к Богу. У детей, пока нет такой потребности и мучительного поиска смысла жизни, в них еще не родилось, не созрело. Ребенок должен определить сам меру и форму своей связи с Церковью и Богом.
Игорь Иванов, иерей храма Великомученицы Варвары и Преподобного Илии Муромца разъяснил причины естественного возрастного и духовного кризиса у подростков, который, как отказывается, не просто неизбежен, но даже желателен. Как формировать традиционные духовно-нравственные ценности в семье? Традиция – это неотъемлемый осознанный процесс. Можно организовать работу по передачи опыта, знаний и умений, заключенных в традиции, но осознать этот процесс за ученика или ограничить осознание – невозможно, т.к. ученик – субъект познавательной деятельности. Совесть для человека-лучший контролер, потому что она не зависит от внешних факторов. Она основывается на внутренних убеждениях и моральных принципах человека. Со стороны родителей требуется уделять собственным привычкам и поступкам особое внимание. Дети – это отражение взрослых и поведения родителей, поэтому повторяют все, и хорошее, и плохое. Со стороны системы образования проводится большая просветительская работа, во всех классах российских школ введены еженедельные внеурочные занятия «Разговоры о важном», которые за год с небольшим доказали свою эффективность. Многие педагоги отмечают, что после этих обязательных внеурочных занятий дети меняются в лучшую сторону, а именно: стали более осознано воспринимать себя как часть большой и великой страны.
Зиманкова Любовь Юрьевна, руководитель отделения частного профессионального образовательного учреждения «Международный открытый колледж» г. Одинцово подняла вопросы солидарной ответственности образовательных учреждений и семьи в целом. Социальный педагог перечислила основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги при работе с молодежью: жажда понимания и независимости, отвержение родительского авторитета, гормональная перестройка, изменения в теле, обостренное чувство стыда, снижение самооценки, первые чувства. Основа проблем в разных ценностях при подходе воспитания и образования в семье, в образовательном учреждении и обществе, как итог приводят к дезориентации ребенка, к снижению мотивации и успеваемости подростка.
Для решения существующих проблем крайне важно решить на сколько выбранная методика воспитания и образования удовлетворяет потребности подросткового возраста и сохраняет интерес к учебе, потребности современного общества и рынка российского труда, удовлетворяет потребности родителей видеть ребенка успешным в выбранной сфере деятельности. Сегодня самой системе среднего и профессионального образования необходимо уделять внимание базовых дисциплин, вернуться к классической литературе, развивать читательскую культуру, делать акцент на моральные ценности, этике, гражданственности. Это формирует ответственного и сознательного члена общества. Представитель колледжа отметила существенные изменения современных навыков чтения и обработки информации в обществе:
- Переход от линейного к нелинейному чтению. Раньше, мы в основном читали линейно, от начала до конца книги или статьи. Сейчас же, с обилием информации в интернете, мы чаще сканируем текст, выхватываем ключевые слова и фразы, переходим по ссылкам. Чтение стало более фрагментарным и менее глубоким.
- Клиповое мышление. Большой объем информации, представленной короткими, яркими блоками (картинки, видео, заголовки), приводит к формированию клипового мышления. Сложно концентрироваться на длинных текстах, удерживать внимание и анализировать сложную информацию.
- Многозадачность. Привычка потреблять информацию параллельно, выполнение несколько задач одновременно (например, читаем статью, слушая музыку и отвечая на сообщения) привело к рассеиванию внимания и ухудшило качество усвоения информации.
- Визуальное восприятие. Визуальный контент (видео, инфографика, презентации) стал более востребованным, чем текст. Мы быстрее и легче воспринимаем информацию через визуальные образы.
- Поиск информации. Ранее, люди учились запоминать большой объем информации, а сейчас важнее уметь быстро находить нужную информацию, оценивать ее достоверность и применять на практике.
Невозможно переоценить влияние семьи на формирование личности и успешную социализацию ребенка. Семья – это первая и самая важная школа жизни, где закладываются основы моральных ценностей, формируются представления о мире и вырабатываются навыки общения. Активное участие семьи в образовательном процессе, в сотрудничестве с образовательной организацией, многократно усиливает положительный эффект. Родители просто обязаны участвовать в жизни своих детей. Оказывать помощь в организации учебного времени и планировании, поддержать связи с педагогом (лично, по телефону, электронной почте) для обсуждения успеваемости, поведения и проблем ребенка, посещать мероприятия, в которых участвует подросток (концерты, спортивные соревнования, олимпиады), оказывать содействие в выборе будущей профессии с учетом интересов и способностей подростка, демонстрация ценности образования на собственном примере (чтение книг, стремление к новым знаниям).
Ещё один кирпичик в построении прочного духовно-нравственного, патриотического фундамента в современной школе вложила модератор конференции Селезнева Ольга Викторовна, генеральный директор автотехцентра “ВОЛИН, член Совета по профквалификациям в автомобилестроении. Инженер поделилась историей семейной компании с 1992 года и автотехцентра «ВОЛИН», авторской системой подготовки специалистов для автосервиса, успешным взаимодействием с системой среднего профессионального образования. Участникам конференции был представлен план развития личного и профессионального роста ребенка в рамках нового проекта регионального кадрового стандарта для малого и среднего бизнеса. Для его успешной реализации важно, чтобы власть, система образования, бизнес, семья осуществляли тесное взаимодействие на благо развитие региона. Знакомство с профессиями должно начинаться в детском саду, когда у ребенка проявляются первые увлечения и способности. В этот период дошкольникам необходимо доступным языком рассказывать о всем разнообразии плодов человеческого труда. Руководитель автосервиса сделала акцент на поддержку семьи при выборе подростка будущей специальности, уважение взрослых собственного мнения юноши или девушки позволит выстроить доверительные отношения надолго. На предприятии в среде рабочего коллектива взросление подростка происходит быстрее, навыки и умения приобретаются успешнее. Авторский проект автотехцентра «ВОЛИН» — учебный центр на базе работодателя за 5 лет подготовил более 250 квалифицированных специалистов различных профессий и специальностей, 75 % выпускников сделали выбор в пользу специальности, 1 место во Всероссийском конкурсе МинТруда в 2023 году «Лучшие практики трудоустройства молодежи». Военно-патриотическая и социально-культурная деятельность на базе автотехцентра открывает перед школьниками и студентами множество направлений и возможностей, в которых он может проявить себя и принести пользу не только региону, но и стране в целом. Это волонтерство, автомобильный спорт, культура автовладельца, участие во всероссийских ярмарках вакансий и фестивалях рабочих профессий, спартакиадах, конкурсах рисунков и литературных работ. Быть полезным обществу – одна из главных целей при формировании гармоничной и разносторонней личности человека, найти свое предназначение в своем Отечестве.
К сожалению, современная статистика 2023 года показывает, что в Дании, Канаде, США, Великобритании и других развитых странах центром по контролю и профилактики заболеваний США 1 из 36 детей имеют диагноз аутизм.
Пилипенко Евгения Андреевна, основатель и генеральный директор центра поведенческой коррекции и адаптивного спорта для детей с нарушениями развития «На АБАрдаж» рассказала участникам мероприятиям почему такая разница и что она означает? Аутизм — это расстройство развития, которое влияет на коммуникацию, а также на восприятие окружающего мира.
У людей с аутизмом нарушено сенсорное восприятие, отчего реальность воспринимается искаженно. Они более остро воспринимают некоторые звуки и запахи, замечают больше деталей. Существуют дети, имеющие диагноз, степень компенсации которых не позволят окружающим заметить какие-либо недостатки в их развитии и поведении, это критерий успеха терапии аутизма.
Директор центра рекомендовала, что необходимо делать, если вы подозреваете у ребенка аутизм: обратиться к неврологу или детскому психиатру, найти специалиста по АВА терапии (прим. АВА ТЕРАПИЯ от англ. Applied behavior analysis занятия с детьми, нацеленные на восполнение дефицитов и коррекцию проблемных форм поведения), обучиться взаимодействию с ребенком (научная литература, родительские курсы). Важно помнить, что раннее вмешательство значительно повышает шансы на успех. Действия родителей должны быть направлены на благо малыша, а не на то, чтобы «не подпортить» себе репутацию наличием странного ребенка в их семье. Сотрудники детского сада/школы/центра должны быть оповещены об особенности развития малыша. Это поможет им создать индивидуальный маршрут помощи и снизить требования к нему. Если родители оповестят, то персонал школы будет следить за отношением к ребенку и воспитывать в других детях толерантность и отзывчивость к особому ребенку.
Медведева Татьяна Николаевна, директор частного учреждения профессионального образования «Голицынский медицинский колледж» выступила перед аудиторией с презентацией нового учебного образовательного учреждения. В связи со старением населения земли и увеличением заболеваемости жителей не только России, но и в мире, специальность – медицинская сестра, фельдшер становятся сильно востребованными. Несмотря на популярность направления, остается ряд проблем, которые требуют существенных решений на уровне государства. Молодые люди обладают слабым физическим здоровьем, многие родители не осознают последствий, когда скрывают истинные причины хронических заболеваний студентов и отправляют их на общие занятия физической культуры. Культурное воспитание подростков оставляет желать лучшего, отмечает врач. Медицинское образование подразумевает не только отличные знания фундаментальных предметов, но и колоссальной дисциплины и выдержки. Требуется проводить системную, прикладную просветительскую работу со школьниками и родителями для полного представления будущей специальности и выбора профессии подростка.
Завершила конференцию Степанова Валентина Александровна, генеральный директор ООО «Аудит Финанс», руководитель общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей Одинцовского городского округа. Быть предпринимателем — это огромная ответственность за финансовые потоки, за организацию процесса работы, за репутацию компании, за взаимоотношения сотрудников и много чего ещё. Предприниматель поделилась собственным опытом создания семейного сплоченного бизнеса, в котором сегодня насчитывается 13 человек. Валентина Александровна презентовала проект: «Урок с предпринимателем», который уже год проводят силами бизнеса для школьников и студентов на территории Одинцовского городского округа. Валентина Александровна привела собственный пример социального ответственного бизнеса «Серебряные года». Это проект, который уже 6 лет сопровождает ее компания — «АудитФинанс», нацелен на решение социальных проблем с пожилыми людьми. В данном случае, бабушки собираются вместе, проводят мастер-классы, обучают других, вяжут игрушки, которые входят в комплект новогодних подарков Ежегодной благотворительной акции «Как сказка в дом приходит к нам». В первую очередь, донести до детей, что осознанные предприниматели — это люди особой категории. Важно знать и помнить историю предпринимателей – меценатов своего региона, взгляд из прошлого говорит нам о многом. Сейчас — это образцовый пример для современных предпринимателей и вообще для всех людей.
Если говорить о наследии выдающихся предпринимателей дореволюционной России, то можно точно сказать, что они оставили после себя наследие на века: заводы, медицинские, образовательные учреждения, музеи, картинные галереи, которые до сих пор функционируют. Они создавали собственную философию жизни.
Все сохранившиеся архивы и многие другие аспекты показывают нам путь предпринимателя — созидателя, для которого быть полезным обществу составлял смысл его жизни. У каждого предпринимателя свой сложный путь, но в обществе, особенно среди молодежи, сохраняется негативный стереотип кто такой бизнесмен. Чтобы изменить это восприятие, мы проводим «Уроки с предпринимателем», где рассказываем и показываем другой образ предпринимателя, приводим «живые» примеры современных героев времени.
Передача знаний и опыта, была, есть и будет, одной из важных миссий бизнеса, и предпринимательства в целом, подвела итог выступления общественный деятель.
По итогам региональной научно-педагогической конференции будет сформирована резолюция с предложениями к законодательной власти региона.
Более 70 участников приняли участие в мероприятии. Благодарим организаторов, спикеров, участников конференции за плодотворную работу и надеемся на сотрудничество!
Автор статьи Селезнева Ольга, фото Алена Стоянова
УСЛУГИ ЦЕНТРА
- Аэрография
- Автозапчасти
- Автомойка
- Детейлинг
- Аргонодуговая сварка
- Проверка сход-развала
- Винилография
- Диагностика АКБ
- Диагностика ГБЦ
- Диагностика на стенде МАНА
- Евро-мойка
- Замена ветрового стекла
- Замена комплекта сцепления
- Замена масла в АКПП
- Заправка кондиционеров
- Оклейка антигравийной пленкой
- Геометрия кузова
- Калибровка датчиков
- Корпоративным клиентам
- Мойка «Евро-комплекс»
- Мойка «Нано-комплекс»
- Мойка консервант двигателя
- Нано-мойка
- Обработка кожаных сидений
- «Антидождь»
- Озонирование салона
- Подкачка шин азотом
- Абразивная полировка кузова
- Предпродажная подготовка
- Проверка автомобиля
- Продажа сезонных шин
- Распродажа запчастей
- Регулировка света фар
- Регулировка сход-развала
- Ремонт АКПП
- Ремонт бамперов
- Ремонт вмятин без покраски
- Ремонт ГБЦ
- Ремонт ГБЦ автомобилей на газе
- Ремонт стартеров и генераторов
- Сварочные работы
- Сертификаты
- Стапельные работы
- Стоянка автомобилей
- Страхование в ТЦ «ВОЛИН»
- Структура Центра
- Тестер сталей кузова
- Техническое (плановое) обслуживание
- Токарные работы
- Толщиномер ЛКП
- Тонирование стёкол
- Турбосушка
- Автосигнализации StarLine
- Подбор цвета краски
- Полировка кузова: восстановление блеска
- Полировка фар с нанесением защитного покрытия
- Шиномонтаж больших колес
- Удаление битумных пятен
- Услуги эвакуатора
- Установка подшипников ступицы
- Химчистка салона
- Хранение шин
- Шиномонтаж
- Виброконтроль на стенде
- Установка омывателя камеры заднего вида
- Экспресс проверка УУК