Калибровка датчиков

Опубликовано в рубриках: Кузовные работы, Сервис
Диагностика и калибровка систем помощи водителю

Диагностика и калибровка систем помощи водителю

 

 

 

Помощь должна быть точной

Если вы рассчитываете в сложном вопросе на помощь специалиста, то ключевым при выборе помощника будет понимание того, профессионал он – или прикидывается таковым. В мире людей компетентность можно более или менее точно определить по рекомендациям, опыту работы, сертификатам, диплому. Но мы все чаще получаем помощь «роботов»: намеренно берем это слово в кавычки. Оно объединяет слишком много вариантов, от автоответчика в телефоне до промышленной системы сварки кузова автомобиля. У любого роботов нет диплома, да и рекомендации им вроде бы не требуются. Роботы надежнее людей, они не совершают ошибок и не мошенничают… если, конечно, у них не сбиты настройки.

При нарушении настроек, о котором люди иногда и не знают, помощь робота делается неполной, а то и превращается в угрозу. Тогда надо снова обращаться к людям, чтобы все исправить и настроить.

В конечном счете люди по прежнему незаменимы – если это настоящие профессионалы, вооруженные опытом и оборудованием самого высокого уровня.

Диагностика и калибровка систем помощи водителю

Диагностика и калибровка систем помощи водителю

Диагностика и калибровка систем помощи водителю

Теория: какие автомобили (и водители) получают помощь «роботов»?

Понятие connected сar применяется все шире. Перевод прост: подключенные автомобили, и само по себе такое понятие мало что объясняет. Между тем, подобных автомобилей в стране уже довольно много.  А в мире они давно стали горячей темой прогнозов и исследований.

Подключенные авто сегодня воспринимаются нами так, наверное, как воспринимались смартфоны лет 10 назад. Они выходили на рынок, к ним присматривались, и порой с осторожностью, ведь прежние привычки были сильны, и удобным казался иной телефон, с кнопками, а лучше вообще «раскладушка»… А потом рынок взорвался! И где они, кнопки и раскладушки?

Авторынок, возможно, стоит у точки своего технологического «взрыва». До 380 млн подключенных автомобилей к 2020 году появится в эксплуатации по всему миру, в первую очередь на развитых рынках, — говорят эксперты. Но пока мы, водители, лишь присматриваемся. И первый, самый очевидный вопрос: а все ли «подключенные» одинаковы? Нет, конечно.

Принято выделять пять уровней подключенности:

«Нулевой» — начнем с этой точки отсчета — автомобиль прошлого века, без любой помощи водителю. Найдите взглядом старый жигуль – вот он и есть «нулевой». Водитель и только водитель им управляет.

«Первый» — на самом деле, он всем вам тоже давно привычен и стал нормой. Этот набор помощи водителю включает датчики парковки и аналогичные системы, которые оповещают водителя о чем-то важном, но оставляют ему все средства управления.

«Второй» — уровень ломает привычные понятия. Именно системы помощи «двушки» перехватывают управление в критических ситуациях, частично и лишь по каким-то одиночным процессам: торможение, рулежка, положение на дороге.

«Трешка» — это радость для уставших от долгой дороги. Автомобиль может  самоуправляться в типовых условиях (сценариях) — автострада, например. Но ответственности с водителя такое управление не снимает: надо быть наготове и в любой момент вмешаться, чтобы взять управление на себя.

«Четверку» давно обещают внедрить, и постепенно это происходит. Хотя к технологическим вопросам добавляются юридические и этические. Особенность этого уровня — автономность при условии, что водитель в весьма малое время способен включиться в управление, если система потребует.

«Пятерку» нам всем давно обещает подарить господин Маск, и по его словам «Тесла» к этому готова… но в таких обещаниях порою больше маркетинга, чем реальности. Автоматические авто пока не смогли перешагнуть порог многосценарной работы с ориентацией на прогноз развития ситуации, как это делает мозг любого водителя-человека. Пока все «роботы» лишь реагируют на полученные данные — с запозданием, ведь они замечают лишь то, что уже произошло.

Говорят, 2021 год можно назвать порогом нового мира… Говорят, все изменится после полной оцифровки дороги и вообще «окружающей среды». Доживем-увидим.

Нам пока важнее иное: при переходе со второго уровня на третий, именно в этот момент, осуществляется «передача ответственности» от водителя — роботу. Пусть пока это не юридическая, а фактическая ответственность. Но, раз она передается, раз что-то (не кто-то даже, у него и облика-то нет!) принимает решения за вас, и особенно в критических условиях, очень важно, чтобы это что-то было ЗДОРОВЫМ.

А здоровье машины, любой, определяется через диагностику.

По итогам диагностики проводится ремонт, если он нужен. А затем – внимание! – КАЛИБРОВКА.

Именно эта операция – КАЛИБРОВКА – для «робота» или подключенной системы равна человеческим диплому, опыту и рекомендациям вместе взятым. Только откалиброванные камеры видят дорогу и препятствия тогда  и там, где они и находятся; только откалиброванные камеры, радары, датчики дадут блоку управления точную информацию, чтобы он остановил автомобиль перед препятствием, а не «в нем». И еще калибровка устранит такую головную боль, как ложные срабатывания…

Одним словом, КАЛИБРОВКА – новая процедура, которая появляется в практике обслуживания и ремонта, когда на СТО попадает подключенный автомобиль. И это обязательная процедура с точки зрения безопасности.

Диагностика и калибровка систем помощи водителю

Диагностика и калибровка систем помощи водителю

Диагностика и калибровка систем помощи водителю

калибровка = безопасность

Очень важно понимать: камеры и датчики помогают водителю именно в обеспечении безопасного, безаварийного вождения. Поэтому они должны быть исправны!

Камеры и датчики – основа сбора данных для распознавания дорожных знаков; их информацию получает ассистент движения в полосе; они – основа точности «наведения» неослепляющего дальнего света адаптивных матричных фар.

Проводить калибровку надо, если:

— камера или датчик неисправны;

— неисправен блок управления;

— после замены лобового стекла (и это самый массовый случай!) — обязательно;

— после регулировки углов установки колес (развал-схождение) – по потребности, но диагностика необходима;

— по запросу клиента (что-то не так, одна из систем не работает, загорается индикатор ошибки).

— при замене хотя бы одной из фар.

Вообще же любое изменение положения кузова относительно дороги – авария, нештатные шины и диски, нештатные амортизаторы и т. д. – может приводить к проблемам в работе камер и датчиков, т. е. требует прохождения хотя бы процедуры диагностики.

Камеры и датчики устанавливаются уже достаточно давно, их наличия можно ожидать уже на автомобилях выпуска 2008-2009 года! Причем порой клиент даже не знает, что такая система есть и работает, ведь пока она исправна, она незаметна, это свойство хороших систем!

Практика: датчики и камеры «с дипломом»

Персонал ТЦ «Волин» первым среди независимых СТО страны (по заверениям тренера компании Hella Guttmann) прошел полное обучение, получил комплекс оборудования для калибровки и может предлагать такую услугу клиентам с надлежащим пониманием технологии и высоким качеством исполнения.

Диагностика и калибровка систем помощи водителю

Диагностика и калибровка систем помощи водителю

Диагностика и калибровка систем помощи водителю

Как проводится калибровка и что для этого важно?

Калибровка датчиков и фар – важна. Но сами датчики и фары, сами роботы третьего уровня автономности и выше —  новые для автомобиля узлы и системы. Поэтому нет единого стандарта работы с ними, нет единой процедуры калибровки.

Разные поставщики систем и автопроизводители предлагают разные решения для калибровки. Иногда требуется специальный стенд и набор приспособлений и адаптеров; иногда можно обойтись без стенда. Но всегда, обязательно, для начала процедуры калибровки надо войти в режим диагностики, т. е. сообщить камере и датчику: сейчас начнется калибровка.

При вхождении в режим диагностики к блоку управления подключается диагностический прибор; осуществляется вход в режим калибровки; в таком режиме (если не требуется стенд) следует выехать на трассу и двигаться при заданных условиях. Такие условия  — это и определенная погода, и заданное расстояние, и регламентированные скоростные режимы. После тестовой поездки блок подтвердит успешность процесса или наоборот, предложит повторить калибровку.

Правильная калибровка невозможна для неисправного автомобиля – с искаженными параметрами положения кузова.

Условия для калибровки

Для калибровки надо иметь чистое лобовое стекло; зона калибровки должна иметь ровное освещение. Проще говоря, нельзя допускать, чтобы в зоне видимости датчика находился сильный источник засветки.

Корректное позиционирование автомобиля – основа подготовительного этапа

Стенд размещается перед автомобилем, устанавливаются захваты для правильного позиционирования автомобиля перед стендом. Сначала «выставляется» все для передней оси или для переднего бампера – в зависимости от марки автомобиля. Контролируется положение в двух плоскостях – горизонталь и вертикаль.

Используются лазерные измерители и рулетки; условия их размещения имеются в инструкции стенда и различны  для каждой марки и модели, модификации, и следует (это очень важно!) просто пошагово выполнять правила и рекомендации.

Затем захваты переносятся на заднюю ось; позиционируется сама балка – важно на первом этапе этого процесса позиционировать центральную ось автомобиля. Далее выставляются боковые точки. Процесс простой в исполнении, визуально контролируемый. Когда мишени стоят правильно, мастер видит в зоне контроля неискаженные геометрические фигуры.

На текущем этапе надо добиться именно этого – правильной визуальной формы «настроечных» геометрических фигур. Так подтверждается верное положение кузова относительно одной из требуемых для калибровки плоскостей.

Второй этап установки – это настройка второй плоскости. Корректировка проводится 4-мя регулировочными винтами на мишенях.

Когда обе плоскости – горизонталь и вертикаль – полностью «выставлены», размещается калибровочная панель на нужной (заданной автопроизводителем) высоте.

После этого можно начинать основной процесс. Он, кстати, фактически уже не потребует вмешательства и пройдет в автоматическом режиме.

По времени и трудозатратам начальный этап, подготовительный, наиболее сложный и долгий.

Корректное позиционирование автомобиля – основа подготовительного этапа

Корректное позиционирование автомобиля – основа подготовительного этапа

Корректное позиционирование автомобиля – основа подготовительного этапа

Основная работа — калибровка

Очень простая аналогия. Вероятно, вам хотя бы раз приходилось калибровать головку струйного принтера. Процесс по сути очень схожий: вы не можете поменять положение головки, но вы можете задать для системы все изменения координат относительно положения прежней головки – и тем самым корректно задать «нулевую точку». Тогда при печати краски будут ложиться ровно, не проявится заметных контуров одного из цветов относительно прочих; некрасивого смещения красок относительно друг друга. Калибровка камеры или датчика по сути реализует то же самое: не меняя расположения самой камеры в пространстве, не перенацеливая ее, указать системе точное положение нулевой точки и всей системы координат.

После подключения диагностического прибора надо прежде любых действий проверить еще раз (это уже делалось предварительно) отсутствие в памяти систем каких-либо кодов ошибок. «Чистая» от ошибок система – залог того, что калибровка пройдет штатно. И наоборот, наличие ошибок – признак того, что в системе уже есть / были проблемы, и значит, даже если они себя не проявляли ярко, они могли (или еще смогут!) создать водителю неприятности. Эти данные – по ошибкам до калибровки – есть основа для дальнейшего разбирательства водителя и СТО, если процедура по мнению клиента привела к ухудшению работы систем. Для мастера очень важно провести первичную диагностику и сохранить весь протокол! Это требование стендов Hella Guttmann.

После контроля надо еще раз проверить и ввести необходимые данные для настройки. Эти данные – положение кузова, высота шаблона калибровки – тоже важная часть корректности процесса, их надо контролировать и сохранять.

И самое простое – введение данных, собственно калибровка. Быстро, даже мгновенно… если подготовка выполнена корректно, на этом этапе не может возникнуть никаких проблем!


СSC TOOL
Калибровка фронтальной камеры в 5 шагов

Шаг 1. Установка CSC tool на заданном расстоянии перед автомобилем

Установка CSC tool на заданном расстоянии перед автомобилем

Шаг 2. Установка CSC tool по центру, перпендикулярно оси движения автомобиля

Установка CSC tool по центру, перпендикулярно оси движения автомобиля

Шаг 3. Установка калибровочной панели на заданную высоту, согласно указанной в приборе mm

Установка калибровочной панели на заданную высоту, согласно указанной в приборе mm

Шаг 4. Измерение высоты от пола до нижнего края колёсной арки и внесение результатов измерений в mega macs

Измерение высоты от пола до нижнего края колёсной арки и внесение результатов измерений в mega macs

Шаг 5. Запуск процесса калибровки камеры на приборе mm

Запуск процесса калибровки камеры на приборе mm

 

Информационные запросы:
НАВЕРХ